Постмодерн в ландшафтном дизайне

Постмодернистский облик моды.

 

Об истории и эстетике постмодернизма.

… мелодрамы с переодеванием на всех уровнях, включая философский. Мы вводим вас в мир интриги и иллюзий…

                                                                                                                                                                                                                          Т. Стоппард

 

Несколько слов об истории постмодернизма.

Ее явление миру состоялось во Франции, сначала как феномен литературы и искусства, а затем, на рубеже 70-80-х годов 20 века, он оформился как самостоятельное течение. Довольно быстро постмодернизм вышел за пределы Франции и стал общекультурным феноменом.  Один из ведущих российских исследователей постмодернизма И. Ильин по этому поводу написал:» Он стал восприниматься как наиболее адекватное духу времени выражение и интеллектуального и эмоционального восприятия эпохи».

Высказываются мнения, что постмодернизм сформировал особый специфический менталитет, свойственный современности, и стал новым цементом массового сознания.

 

В начале ХХІ века постмодернизм приобретает черты зрелости и продолжает диктовать моду в различных сферах современной культуры.

Постмодернизм пришел на смену эпохи модерна. Термин многозначен, включает в себя широкий круг культурно-философских понятий. Модерном называют крупное стилевое направление в искусстве, а постмодернизмом  - интеллектуальное осмысление эпохи настоящего времени.

Отличительной чертой духа этого времени является приоритет настоящего над прошлым, но как всегда случается, «каждая эпоха в свой час подходит к порогу кризиса». Поэтому в каждую эпоху появляется какое-нибудь течение, играющее роль авангарда. Авангард разрушает, деформирует прошлое. В новейшую эпоху это был модерн, а вслед за ним начала развиваться ситуация постмодерна. В ней расставание с прошлым происходило по-своему: путем его деканонизации, критического переосмысления, использования перекодированных элементов для нового строительства.

В предельно широком контексте под постмодернизмом понимается «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций», связанных с ощущением завершенности целого этапа культурно-исторического развития, изжитости «современности», вступления в полосу цивилизационного кризиса.

 

Характерные признаки постмодернизма.

 

Разрушение традиционных форм; цитатность; интертекстуальность; проявление маргинальности в отношении морали и нравственности; отказ от канонов; размытость (неопределенность); понимание мира как постоянно меняющейся, аморфной, многовариантной в своем развитии реальности.

 

И. Хасан уточнил и дополнил признаки постмодернизма.

1. Неопределенность, включающая в себя все виды неясностей, двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок.

2. Фрагментарность. Художник-постмодернист занимается деконструкцией, предпочитает коллаж, монтаж, используя готовый или расчлененный текст.

3. Деканонизация, относящаяся ко всем канонам и всем национальным условностям.

4. Безликость, поверхностность.

5. Представление непредставимого, непредставляемого.

6. Ирония, усмешка.

7.Гибридизация, или мутантное изменение жанров, порождающее неясные формы «паралитературы», «паракритики» «нехудожественного романа».

8. Карнавализация.  Карнавализация означает центробежную силу языка, «веселую относительность предметов», участие в диком беспорядке смеха, имманентность смеха.

9. Перфоманс,  участие. Театр становится действующей нормой деканонизации жизни.

10. Конструктивизм. Постмодернизм конструирует реальность.

11. Имманентность. При помощи новых технологических средств стало возможным развить человеческие чувства – охватить мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе и перевести его на язык знаков, превратив природу в культуру, в имманентную семиотическую систему.

 

Постмодернизм пытается разрешить столь важную проблему истины, приходя к выводу об ее относительности в современном мире.

По мнению П.Вейна, «как любой предмет современности, истина распалась и утратила свою целостность, она рассеялась, и ее движение с некоторым преувеличением можно определить как блуждание».

Возникло предложение согласиться с признанием существования в современном мире «сокращенной истины», где разграничение подлинного и ложного, правды и вымысла теряет свою четкость.

Идея «сокращенной истины» лежит в основе любого рекламного сообщения. Поскольку истина относительна, повсюду царит симуляция, реальность заменяется смоделированными знаками реальности. Постмодернизм вводит и разрабатывает такое важное понятие, каксимулякр ( с лат. образ подобие)

«Потребление – это виртуальная целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее связный дискурс, деятельность систематического манипулирования знаками, в которые превращаются вещи», писал Ж. Бодрийяр. Тип используемых знаков – симулякров-подделок, так он понимал образы, поглощающие, вытесняющие реальность. Почти весь современный мир, по его мнению, функционирует как мир «кажимостей», видимостей, симулякров-фантомов сознания, мало соотносимых с реальностью, но воспринимаемых гораздо реальней, чем сама реальность.

Именно этот мир Бодийяр назвал гиперреальность.

Бодийяр пытался объяснить симулякр, как результат процесса симуляции, которая выдает отсутствие за присутствие и смешивает всякое различие между реальным и воображаемым.

Важно понять, что симулякр – это моделирование, а не копия.

Ж. Делез подчеркивал, что симулякр – это знак, который отрицает и оригинал и копию, это конструкция, которая включает в себя угол зрения наблюдателя. Эффект работы симулякра – симуляция.

Теоретики постмодернизма даже рассматривают всю современность как эру тотальной симуляции. Интересны рассуждения о роли информации в современном мире. По мнению Ж. Бодийяра, например, информация сегодня на самом деле не производит смысла, а лишь «разыгрывает»  его поскольку подменяет коммуникацию ее подобием (симулякром).  Все это и порождает специфику мироощущения постмодернистского медиатизированного общества и сознания. Именно поэтому постмодернизм делает акцент на роли образа, который взял верх над реальностью.

Постмодернизм сосредоточился не на отражении, а на конструировании, моделировании действительности, создании искусственной реальности, для чего по своей природе весьма приспособлено телевидение. Постмодернизм оформлялся, как течение, как раз в период бурного расцвета телевидения и впитал в себя многое из его эстетики, включая свойственный ему метод мозаичной подачи и восприятия информации, для него характерна власть глаза «видеократия».

На место иерархической модели мира, где есть главное и второстепенное, выдвигается модель хаотическая, деструктурированная; для теоретического осмысления привлекаются концепции постструктурализма

Ж.Делизом  был  веден термин «Ризома», означающий беспорядочное, не имеющее превалирующего направления строение сознания. Это одновременно и отрицание центричности, и множественность смыслов, где нет главного и второстепенного – все важно, все одинаково заслуживает внимания и может быть отражено в тексте.

Существует множественность значений, мерцание межстрочных смыслов, есть пустоты, а смыслы нередко рождаются именно в пустоте, - считает М.Фуко. Пустоты – это те интерпретации, которые существуют, но не обозначены в тексте.

У адресата сообщения появляется новая свобода, которой не было при иерархически организованном коммуникативном акте, это свобода интерпретации, вытекающая из всех перечисленных причин.

Индивид получает возможность «творить» новые смыслы ( или их оттенки), точнее вспоминать уже имеющиеся, в соответствии с собственными желаниями или возможностями интеллекта. Поэтому, признание раскрывающейся перед реципиентом бездны интерпретаций смысла и самой возможности свободной игры со значениями одновременно декларирует свободу интерпретирующего сознания.

Законы, применимые к литературному тексту, применимы к любому полю, способному рождать значения.

Постмодернизм воздействует на вербальные и визуальные составляющие коммуникаций. Мейнстрим ( основное течение) современного креатива – это использование постмодернистской стилистики. «Причем, многое убеждает в том, что постмодернизм – не только «отшумевший дождь», но и мост в будущее».